Что такое стимпанк — его суть, течения, стили и роль в культуре

в статье приведено описание стиля и подобраны фотографии и картинки для вдохновения..краткие описания стиля взято из энциклопедий.

Стимпанк (или паропанк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.

Элементы стимпанковой стилистики — «старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж, летающие корабли-дирижабли.

Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжают оказывать) научно-фантастическая литература XIX века. Это, в частности, работы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.

Стимпанк украшения.

Украшения в стиле Стимпанк, это украшения с разнообразными металлическими деталями, частями механизмов, с бронзовыми и медными элементами.

Искусство и дизайн.

Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» различного вида и формы). Целью такого редизайна является применение и элементов дизайна и мастерства викторианской эпохи.

Периодически в разных странах проводятся мероприятия, посвящённые стилю стимпанк. К примеру, летом 2010 года в Avondale Estates (штат Атланта, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010. На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света.

Художественная группа Kinetic Steam Works изготовила рабочий паровой двигатель и продемонстрировала его на фестивале Burning Man в 2006 и 2007 годах. Основатель группы Шон Орландо создал экспозицию «Steampunk Tree House» (англ. Стимпанк-дом на дереве), при этом активно сотрудничая с группой людей, которые позже образовали художественную группу Five Ton Crane Arts Group.

А вот и этот дом…

Творения последней также демонстрировались на нескольких фестивалях. Стимпанк-дом постоянно установлен в Dogfish Head Craft Brewery (Милтон, штат Делавэр).

С октября 2009 по февраль 2010 года в Музее истории науки в Оксфорде состоялась первая крупномасштабная выставка стимпанк-искусства. На выставке были продемонстрированы работы восемнадцати стимпанк-художников со всего мира. Многие экспонаты представляли обычные предметы обихода, переделанные соответствующим образом. Выставка оказалась весьма успешной, собрав более 80000 посетителей.

im244-366px-Albert_Robida_-_Cures_d%27air_dans_la_montagne.jpgДирижабль, нарисованный Альбером Робида

Стимпа́нк или паропа́нк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк»), — направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией конца XIX века[1]. Возникшее первоначально в 1980-х годах как литературное течение в противовес киберпанку[2] постепенно выросло в стиль искусства, культурное движение и субкультуру[3]. Считается самой известной производной киберпанка[4].

Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. В этом проявляется связь стимпанка и ретрофутуризма. Возможно также и наличие в произведениях стимпанка элементов фэнтези[5], альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива.

Возникновение жанра

im244-304px-1831-View-Whitechapel-Road-steam-carriage-caricature.jpgПаромобильная пробка (карикатура 1831 года)im244-1843_engraving_of_the_Aerial_Steam_Carriage.jpg«Воздушный паровой экипаж» Уильяма Хенсона, на рекламном плакате Ariel Transit Company

Хотя многие работы, которые в настоящее время принято считать образцами жанра стимпанк, были опубликованы ещё в 1960-е и 1970-е годы, сам термин стимпанк появился намного позже: он был придуман писателем Кевином Джетером[5][6] как ироничный вариант слова «киберпанк» и введён в обиход в апреле 1987 года. Джетер пытался найти термин, который объединил бы произведения «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), а также его собственные работы «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987). Во всех этих произведениях мир находится на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражает викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени». В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях, главным из которых стал пар, давший название жанру[7].

В своём письме в редакцию научно-фантастического журнала Locus, напечатанном в номере за апрель 1987 года, Джетер писал[8]:

Дорогой «Locus»,Прилагаю копию моего романа 1979 года «Ночь Морлоков». Я был бы очень признателен, если бы Вы отправили её Фарен Миллер, поскольку это первое доказательство в большой дискуссии на тему того, кто же в «фентезийном триумвирате Пауэрс-Блэйлок-Джетер» первым стал писать в «гонзо-исторической манере». Хотя я, конечно, нашёл её обзор в мартовском номере «Locus» весьма лестным. Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например… К. У. Джетер

Оригинальный текст (англ.)Письмо Кевина Джетера в журнал Locus

Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (точнее «Разностная машина» или «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к жанру и значительно повлияло на его дальнейшее развитие, именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё бо́льшую популярность среди читателей[9].

Классификация стимпанка

im244-319px-Steampunk_outfit_at_Maker_fair_in_Greenbelt%2C_MD_013.JPGЭкзоскелет в стиле стимпанк.im244-328px-Early_flight_02561u_%282%29.jpgУтопии о летательных аппаратах XVIII столетия

Редактор раздела о литературе в журнале «Мир фантастики» Борис Невский выделяет 2 разновидности стимпанка[7]:

  • Альтернативно-исторический стимпанк, действие которого происходит в условно «нашем» мире, но пошедшем по иному пути развития. Как правило, такой стимпанк близок к научной фантастике.
  • Фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, где действуют иные законы, а с ретро-техникой может сосуществовать волшебство.

Джефф Ванденмеер выделяет 7 поджанров стимпанка[10][11]:

  • Бойлерпанк (англ. Boilerpunk): ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
  • Клокпанк (англ. clockpunk — clock — «часы»): вместо силы пара используются заводные механизмы.
  • Дизельпанк.
  • Романтизмгазовых фонарей (англ. Gaslight Romance): поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию Викторианской эпохи.
  • Маннерпанк (англ. Mannerpunk): поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
  • Бластерная готика (англ. Raygun Gothic ): ретрофутуризм на основе Ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.
  • Ститчпанк: поджанр стимпанка, где главными действующими лицами являются живые куклы (например, мультфильм «9»).

Жанр в целом не фиксирован в своём развитии, и в нём постоянно появляются новые поджанры[12][13]. Подобное положение неопределённости вызывает среди фанатов споры о том, что относится или не относится к стимпанку[5].

В массовой культуре

Литература и комиксы

Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжает оказывать) научно-фантастическая литература XIX века — в частности, произведения Жюля Верна[14][15], Герберта Уэллса[14][15], Марка Твена, Мэри Шелли[16] и Альбера Робида. Книга «Паровой человек в прериях» (1868) Эдварда Эллиса и последующие произведения вроде серии о Фрэнке Риде автора Гарольда Коэна относятся к жанру эдисонада[17], популярному на рубеже XIX—XX веков, где рассказывалось о выдающемся молодом изобретателе и его творениях (например, герой Том Свифт).

Многие литературные произведения, ныне причисляемые к стимпанку, появились задолго до введения самого термина «стимпанк» Кевином Джетером для характеристики своей книги «Ночь морлоков». Роман «Titus Alone» (1959) Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка[18]. Более ранние книги, такие, как «Worlds of the Imperium» Кита Лаумера (1962), «Queen Victoria’s Bomb» Рональда У. Кларка (1967) и «Warlord of the Air» Майкла Муркока изображали миры, близкие определению «стимпанк»[19][20]. Гарри Гаррисон в своём романе «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» (1973) изображает альтернативное развитие Британской империи к 1973 году с атомными локомотивами, летающими лодками, работающими на угле, богато украшенными субмаринами и диалогами подчёркнуто викторианского периода. В феврале 1980 года Ричард А. Лапофф и Стив Стайлз опубликовали первые главы своего комикса «The Adventures of Professor Thintwhistle and His Incredible Aether Flyer», который также часто относят к стимпанку[21].

«Война миров» Герберта Уэллса

Известные представители:

  Портал «Фэндом и субкультуры»</td> Эта страница в последний раз была отредактирована 18 февраля 2021 в 16:09. Материал из Posmotre.li Перейти к:навигация, поиск

Паропанк (steampunk, стимпанк) — изначально: фантастика в викторианском духе, термин, придуманный в 1987 году фантастом Кевином Джетером для обобщения творчества нескольких писателей, включая его собственное. Впоследствии самым известным образцом стал текстовый эксперимент в «Разностной машине». Возьмем обычный киберпанк. That’s so 80s! Поэтому давайте возьмем и перенесем действие в викторианскую Англию.

См. также Стимпанковские развлечения. Реальный прототип — La Belle Époque.

Подробности[править]

Как и множество качественных фантастических произведений, в основном работы в жанре паропанка начинаются с фантастического допущения. «А что, если Бэббидж сумел построить свою аналитическую машину?» Соответственно, «Разностная машина» описывает викторианское по своей сути и внешним проявлениям общество (эпоху пара), в котором наступили отношения между людьми, свойственные обществу информационному (то, о чем поет киберпанк). Например, один из героев романа стал жертвой нелицензионного копирования: заказчики взяли у него информационный носитель (аналоговый! практически из желудей и спичек!) «просто посмотреть», после чего вернули и отказались от заказа. А то, что они перед возвратом скопировали все данные, викторианским законодательством не регулируется.

Что до рамок жанровой разбивки, паропанк такой же узконаправленный жанр, как и киберпанк. Паропанк своим коньком избрал довольно ограниченный круг авторов, что неудивительно. Помимо богатой фантазии, жанр довольно требователен к знаниям как истории, так и тонкостей устройства и работы разнообразных механизмов. И, разумеется, должно быть определённое чувство меры и стиля: чтобы плод авторского труда не выглядел нелепицей в вышеупомянутых рамках жанра, надо как следует постараться.

По соотношению магии и науки паропанк можно разделить на три основные разновидности:

  • Альтернативно-исторический паропанк без магии.
  • Фэнтезийный паропанк с противостоянием науки и магии.
  • Фэнтезийный паропанк с техномагией, сочетающей магию и науку.

Разделение типично, но чистота поджанров не всегда имеется, так, например, в реалистично-прагматичном альтернативно-историческом паропанке, в котором никто не верит в магию, может иногда встречаться мистика (элемент магии), а в фэнтезийном паропанке с противостоянием науки и магии может неожиданно объявиться техномаг, сочетающий то, что все остальные считают несочетаемым. Могут быть и спорные ситуации — произведения, которые внешне выглядят вроде бы как паропанковские, но при этом ни одной паровой установки (или устройства с паровым двигателем) «в кадре» не появляется (или присутствует максимум парочка дымящих труб), а вся техника «в кадре» исключительно «клокпанковская». На худой конец с «магическим реактором», например, с зеленой жидкостью.

Общая атмосфера произведения позволяет разделить жанр еще на два подвида:

  • Романтичный стимпанк с идеализированным обществом без акцента на социальных проблемах. Характерен для стимпанковских произведений Хаяо Миядзаки и его Studio Ghibli. Наследует романтизм фантастических произведений той эпохи.
  • Мрачный реалистичный стимпанк с жёсткими социальными проблемами: нищетой, трущобами, тяжёлым детским трудом на фабриках, забастовками, разношёрстными партиями революционной направленности — в общем, со всем тем, что в советской литературе называли «классовым противостоянием». Причём подобные элементы могут присутствовать и в фэнтезийном стимпанке. Например, в «Дочери железного дракона» главная героиня — малолетняя фабричная работница, а гномы имеют свою партию и постоянно устраивают забастовки и мечтают устроить революцию, свергнув эльфов-аристократов. Наследует мрачный дух классического киберпанка (то, из-за чего жанр и назван «панк»), окрашивая его негативными явлениями в жизни викторианской эпохи.

Разновидности и дополнения[править]

Разновидности:

  • Бойлерпанк : ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
  • Клокпанк: вместо силы пара используются заводные механизмы.
  • Романтизм газовых фонарей: поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию викторианской эпохи.
  • Маннерпанк: поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
  • Бластерная готика: ретрофутуризм на основе ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.
  • Ститчпанк: поджанр стимпанка, где главными действующими лицами являются живые куклы.

DLC:

19 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Стимпанк – стиль, жанр, даже субкультура, которая при глубоком идейном наполнении, широте реализации и сорокалетней истории (!) даже сегодня знакома далеко не всем.

Более того: тех, кто хоть поверхностно знает, что такое стимпанк, меньшинство.

Сегодня прольем свет на это необычное направление в культуре, осветим его происхождение, основные течения, области культуры.

Стимпанк — это…

Изначально стимпанк был выделен как жанр (что это?) научно-фантастической литературы. В произведениях этого направления был описан мир, в котором развитие человечества пошло альтернативным путем, выстроив научно-техническую эволюцию вокруг паровых машин и механики как таковой.

При этом образцом для внешней стилизации стала Англия конца XIX – начала XX веков: эпоха королевы Виктории и раннего капитализма.

Стимпанк – это течение в рамках научной фантастики, которое моделирует цивилизацию, освоившую механику и технологию паровых машин в совершенстве. Тема общей стилизации – викторианская эпоха.

Само слово «стимпанк» появилось в 1987 году. В письме тематическому журналу Locus писатель Кевин Джетер эту лексему употребил с иронией, в поверхностной попытке создать «объединительный термин» для набиравших популярность текстов на «викторианскую тему».

Слово steampunk в английском элементарно раскладывается на steam (пар) и punk (панк). В русском языке по этой причине используется альтернативный термин – паропанк.

» alt=»»>

Термин был создан на основе уже использовавшегося слова «киберпанк» — наименования жанра, в противовес которому были написаны первые стимпанковские тексты.

Письмо Джетера опубликовали в апрельском номере. С легкой руки фантаста термин прочно вошел в обиход.

Ключевые течения стимпанка

Классификацией стимпанка в основном занимались писатели и литературоведы. Учитывая происхождение этой субкультуры, понимаем, что это деление относится к классике жанра. Насколько оно универсально – решать вам.

Классификация стимпанка от Бориса Невского

Борис Невский, который заведует литературным разделом журнала «Мир фантастики», делит стимпанк на альтернативно-исторический и фэнтезийный.

Первый можем назвать классическим – именно ему в наибольшей степени соответствует тот термин, который дан в статье (и в словарях). Действие происходит в мире, стилизованном под викторианскую эпоху.

Нарочито подчеркивается контраст по отношению к нашему времени и будущему. Некоторые авторы включают в повествование реальных исторических лиц, живших в XIX веке. Классика – «Машина различий» Гибсона и Стерлинга.

Внутри этого направления можно выделить и вестерн-стимпанк, где вместо Англии королевы Виктории изображен Дикий Запад. Общее и ключевое – ударение на историю.

Фэнтезийный стимпанк стоится на жанре фэнтези. То есть паровые механизмы здесь просто элемент в вымышленном мире. Наряду с ними описаны традиционные (и не очень) существа вроде эльфов и гномов, а также всяческое волшебство.

Классификация Вандермеера

Джефф Вандермеер – современный американский писатель-фантаст, редактор, издатель – разделил стимпанк на 7 субжанров:

  1. Бластерная готика. Ретрофутуризм, объединяющий текущие стили с ар-деко.
  2. Бойлерпанк. В классическом стипманке изображается четкое разделение на классовые слои. Бойлерпанк – взгляд на эту действительность со стороны работяг.
  3. Дизельпанк. Историческая подложка – мировые войны с их технологиями.
  4. Клокпанк. Акцент на механику вместо пара.
  5. Маннерпанк. Гиперболизация социальной иерархии.
  6. Романтизм газовых фонарей. «Классическая классика». Невооруженным глазом видна любовь к викторианской эпохе.
  7. Ститчпанк. Персонажи – ожившие куклы.

Эти списки – условность. Поджанры постоянно пересекаются, в ходе творчества появляются новые.

Стимпанк в массовой культуре

Родина стимпанка – массовая литература. Образцы жанра были написаны ещё в 60-е, 70-е годы, стимпанковскими их назвали постфактум. Гибсон, Далквист, Мьевиль, Стерлинг – список достойных писателей можно продолжать долго.

Как и его гипероним – научная фантастика – стимпанк вышел далеко за рамки литературы. Этот стиль нашел реализацию в большинстве направлений массовой культуры:

  1. Кино и мультипликация. Особая эстетика стиманка привлекает режессеров. Снимают как экранизацию классики, так и оригинальные произведения. Лукас и Миядзаки – корифеи жанра.
  2. Компьютерные игры. Гейминг подарил стимпанку новый виток популярности. Речь идет о множестве хитов – от старой Final Fantasy VI до современных BioShock Infinite и «Амнезии». Элементы жанра часто применяются в разных фентезийных проектах.
  3. Мода. Здесь актуализируется традиция – апелляция к одежде викторианской эпохи в новом переосмыслении. Модные дома представляют интересные фотосессии на данную тему, обыгрывая классические стимпанковские цвета, аксессуары и детали.
  4. Современное искусство, дизайн. Даже современные предметы техники, быта стилизуют: для этого используются вентили, рычаги, шестерни. Характерные материалы – кожа, медь, дерево.

Тематические мероприятия с выставками стилизованных предметов быта и чистого искусства, выступлениями актеров и косплееров проводятся сегодня регулярно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (3)

«>

Познавательно. Хорошая статья, спасибо! Творческих успехов!

«>

Жанр для ценителей фантастики, но многие не понимают это направление. Да, в стимпанке есть свое ламповое обоняние. Но с другой стороны, слишком уж надуманным выглядит эта альтернативная история развития.

«>

Наконец-то узнал, что это за зверь такой — стимпанк.

Вообще, странный конечно фетиш выбрали себе эти писатели, если с викторианской эпохой всё понятно, то вот паровые машины, которые были доведены до совершенства, вызывают улыбку, ибо в реальности их действительно довели до совершенства, но поняв, что дальнейшее совершенствование невозможно, от них было решено отказаться в пользу более компактных двигателей внутреннего сгорания. Авторам следовало бы знать, что совершенство — это технологический тупик.

Используемые источники:

  • https://www.livemaster.ru/topic/87583-stimpank-stil-chast-pervaya
  • https://wiki2.org/ru/стимпанк
  • https://posmotre.li/паропанк
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/stimpank-chto-ehto-stil.html

</tr>